Новый год для нас самый важный праздник, ведь только в ночь с 31 декабря на 1 января вся страна замирает в ожидании боя курантов, чтобы проводить старый год и встретить новый. Своеобразным символом нового года, счастливого начала и торжественности для нас стало шампанское. Традиционно встреча нового года сопровождается фееричным, непредсказуемым, ярким откупориванием бутылки, шапкой густой пены и весело искрящимися пузырьками шампанского в бокалах. Этот благородный напиток заслуживает особого внимания, в основном, благодаря своему коварству, ведь далеко не каждый догадывается, что на его новогоднем столе задорно пузырится вовсе не изысканное шампанское, а самое простое игристое вино.
На самом деле, шампанское - это тоже игристое вино, но его приготовление ограничено территорией французской провинции Шампань, а также определенными сортами винограда. Но как обычному покупателю, зайдя в магазин и увидев огромный стенд с самыми разнообразными формами бутылок, названиями и ценами, не растеряться и выбрать то, что нужно? Неужели звать продавца и полностью полагаться на его вкус? Конечно, нет. О том, как не ошибиться в выборе и купить настоящее шампанское, мы и расскажем сегодня.
Прежде чем приступать к выбору и покупке, нужно узнать, в чем особенность шампанского. Его история начинается в далеком XVII веке, когда монах, смотритель винного погреба аббатства Отвилье Дом Пьер Периньон заметил, что прошлогоднее вино разрывает бочки и пенится. Именно он придумал разливать такое вино в бутылки, чтобы удерживать углекислый газ и предотвращать взрывание. Сегодня, чтобы вино могло называться шампанским, точнее Champagne, оно должно отвечать весьма категоричным требованиям: быть произведено в провинции Шампань, изготавливаться из трех сортов винограда - Пино Менье (Pinot Meunier), Пино Нуар (Pinot Noir) и Шардоне (Chardonnay) и при его производстве должна быть соблюдена технология, принятая в регионе производителе.
Если вино произведено тем же способом и из того же винограда, но вне провинции Шампань, то такое вино называют «произведенным по шампанскому методу». Итак, вино, произведенное в провинции Шампань, называют «champagne», вино, изготовленное в других французских провинциях, принято называть «cremant», в Германии и Австрии игристые вина именуются словом «sect», в Испании принято обозначение «cava», а в Италии - «spumante». Но не стоит разочаровываться в отечественных производителях, указывающих на этикетках крупными буквами слово «шампанское». Ни о каком нарушении авторского права речь не идет, эти вина произведены по шампанскому методу, но провинция Шампань запрещает использовать слово «champagne» именно в латинском его варианте, а использование кириллического наименования вполне законно.
Теперь вы знаете, какой секрет таит в себе этот королевский напиток, осталось только решить, настоящее шампанское покупать к новогоднему столу или ограничиться игристым вином, произведенным по шампанскому методу. Что бы вы ни решили, мучаясь выбором у прилавка магазина, в первую очередь обратите внимание на этикетку и на способ хранения бутылок. Именно этикетка и способ хранения расскажут о вине всю необходимую информацию, главное – научиться понимать загадочные символы, за которыми производители скрывают все свои секреты.
О чем же может рассказать нам этикетка? Например, о производителе. Трудно сказать, какой производитель лучше, а какой хуже, поскольку вкусы у всех разные. Однако, эталоном качества принято считать продукцию компаний, входящих в синдикат элитных марок шампанского, к числу наиболее знаменитых из них относятся Moet & Chandon, Veuve Clicquot-Ponsardin, Laurent-Perrier, Pommery, Ruinart, Nicolas Feuillatte, Louis Roederer и т.д. Сразу стоит отметить, что с высоким качеством шампанского этих производителей соседствует и неприлично высокая цена. Если ценник известных производителей сильно облегчает карманы и заставляет перерыть всю квартиру в поисках забытых заначек, то имеет смысл присмотреться к менее известным маркам.
На каждой этикетке должен быть отмечен статус производителя, но обычно эта информация указывается, не иначе как для конспирации, очень мелким шрифтом на нижней части этикетки. Статус производителя изображается в виде двух латинских букв, видя которые, большинство российских потребителей недоуменно пожимают плечами. Всего существует семь статусов: RM (Récoltant manipulant) – компания, которая сама выращивает виноград и делает из него вино; NM (Négociant manipulant) – компания, производящая вино из покупного винограда; CM (Coopérative de manipulation) – кооперативы, члены которого выращивают виноград, объединяют урожай и из него готовят вино; SR (Société de récoltants) - ассоциация виноградарей, которые производят шампанское, не объединяясь в кооператив; RC (Récoltant coopérateur) – компания, входящая в состав кооператива, и продающая шампанское, произведенное этим кооперативом, но под своей маркой; MA (Marque auxiliaire) - марка, не связанная с производителями вина или виноградарями; ND (Négociant distributeur) – компания, продающая вино под своей маркой.
Также на этикетке может быть указан уровень качества, от которого зависит и цена напитка. Так, на этикетке может значиться «champagne sans annee», т.е. шампанское без указания года урожая. Зачастую в названии такого шампанского указано содержание сахара, которому мы уделим внимание чуть ниже. В основном мы пьем именно такое шампанское, поскольку это самый распространенный способ изготовления среди производителей. Намного реже можно встретить надпись «champagne millesime», которая используется для обозначения винтажного шампанского. Винтажное - значит выдержанное не менее трех лет и произведенное в определенный год из винограда одного урожая. На самом дорогом и редком шампанском можно увидеть надпись «cuvee de prestige» или «cuvee speciale», т.е. престижное или специальное шампанское. В соответствии с надписью это шампанское может похвастаться высочайшим качеством, поскольку изготавливается из лучшего винограда и под строгим контролем над соблюдением технологий.
На этикетке должна содержаться информация о цвете вина. Шампанское может быть только белым и розовым, и если вы держите в руках бутылку розового шампанского – вам повезло, поскольку его выпуск составляет всего 1% от общей массы производства. Если шампанское произведено из белого винограда Chardonnay, то на этикетке должна быть надпись «Champagne Blanc de blancs», т.е. шампанское Белое на белом. Если же вы видите надпись «Champagne Blanc de noirs», которая переводится как шампанское Белое на черном, то оно произведено из красных сортов винограда Pinot Meunier и Pinot Noir. И только на розовом шампанском стоит надпись «Champagne Rose», его производят путем смешивания белого и красного вина, а также с помощью непродолжительного вымачивания в сусле кожицы красного винограда.
Зачастую определяющим фактором в выборе вина становится содержание сахара. Поэтому, вне зависимости от страны и производителя, эти данные должны стоять на каждой этикетке. По содержанию сахара на литр вина шампанское можно разделить на шесть групп. Если количество сахара составляет не более 6 г/л, то перед вами шампанское Extra-brut или Ultra-brut, если сахара от 6 до 15 г/л, то это Brut, если от 12 до 20 г/л, то Extra-sec, от 17 до 35 г/л – Sec, от 33 до 55 г/л - Demi-sec, и свыше 50 г/л – Doux. Соответственно, чем больше сахара, тем слаще шампанское.
Теперь оторвемся от этикетки, все самое важное она нам уже сообщила, и обратим внимание на саму бутылку, пробку и способ ее хранения. Бутылка обязательно должна быть сделана из темного стекла, поскольку при взаимодействии со светом шампанское желтеет, а во вкусовом букете появляется горьковатый привкус. Пробка может быть полиэтиленовой и корковой, считается, что корковая пробка лучше, т.к. более герметична и предотвращает проникновение воздуха в бутылку. Шампанское с корковой пробкой должно храниться в горизонтальном положении, чтобы вино смачивало пробку, и она не рассыхалась.
На этом рекомендации по выбору качественного шампанского в магазине заканчиваются, останется только принести выбранную бутылку домой, откупорить и убедиться, что с выбором вы не ошиблись. Хорошее шампанское должно быть приятного цвета, искрящимся и прозрачным, а пена, образующаяся при наливании – легкой и ажурной. Спустя минуту после того как шампанское разлито по бокалам, посмотрите на пузырьки, они должны быть мелкими и желательно одинаковыми в диаметре. Попробуйте шампанское, у него должен быть сбалансированный, гармоничный вкус, т.е. ни один из компонентов вина не должен ощущаться отдельно, а также длительное приятное послевкусие.
В новогоднюю ночь под бой курантов не старайтесь выпить шампанское залпом, этот напиток не любит спешки. Насладитесь игрой пузырьков, изысканным вкусом, послушайте чарующий шепот этого благородного напитка, почувствуйте наслаждение от каждого глотка, отвлекитесь от суеты и в этой умиротворенной обстановке закройте глаза и загадайте свое самое заветное желание.
Алёна Карамзина